help1200

РЕЦЕНЗИЯ НА АЛЬБОМ АЛЕКСАНДРА БЕССМЕРТНОГО

За последние 4 года, с момента начала пандемии, музыкальная индустрия в странах СНГ сильно изменилась. Ушли крупные лейблы, отбросив музыкантов в положение, вновь принадлежащих самим себе. Концертов стало меньше. Интернет забрал последние коробки с CD. Артисты, поддавшись трендам, конформно перешли к выпуску синглов из одной песни на стримингах в противовес стараниям над выпуском альбомов.

Формация «Разные Люди» Александра Чернецкого не следует практически ни одному из упомянутых наблюдений. Группа диктует правила, выработанные самостоятельно за годы звукозаписи. После деликатного выхода из сотворчества Вадима Курылева, по его рекомендации в группу пришёл Дмитрий Ковалёв, который трижды входил в отряд «Электропартизан» и имеет регулярный опыт концертной работы в кавер-группе «Космодром». Дмитрий надёжно влился в коллектив, применяя струнный язык Курылёва. Перед слушателями «Разных Людей» встали вопросы: «Как теперь будет звучать новый материал?» и «Сможет ли Дмитрий привнести в группу нечто своё?».

С момента записи крайнего альбома «Чернец» прошло 10 лет. Несколько новых песен у Чернецкого появились ещё в 2018-м. Из событий, повлиявших на содержание новой пластинки — концерт в Петербурге к 30-летию группы с участием некоторых харьковских музыкантов, мировая пандемия и военные действия на территории Украины. Биографическую книгу «Жизнь стоит того…» из-за огромного объёма реставрируемых материалов решено выпустить в год 35-летия коллектива, в том числе описав текущие настроения и потрясения.

В апреле 2023-го в питерском магазине «Imagine Club» случилось большое интервью Александра Чернецкого и Сергея Чигракова, посвящённое 30-летию выхода винила «1992» и анонсу записи нового альбома при непосредственном участии Чижа. Альбом решили записать летом в Доме Музыки, а выпустить осенью. Объявлен сбор средств на звукозапись и издание на CD. Название альбома не разглашалось до дня его релиза. Хотя, 21 ноября 2022 года, на фестивале «Мир без наркотиков» состоялась премьера музыкального высказывания Чернецкого под названием «Справедливость». Многие допустили, что это заглавная песня новой программы. Так и случилось.

Альбом открывает именно «Справедливость», соединившая слушателя с песней «Страна» из альбома «Чернец». С одной стороны — по фактуре и жёсткой подаче, с другой — возвращением к самому себе, как части общества. Чернецкий речитативом напоминает о прошедшем веке и повторяемости истории, обращаясь к подвигу предков. Услышать это в другом музыкальном оформлении невозможно. Песня, в первую очередь, — текстоцентрична и наполнена боевым духом справедливости.

«Терриконы» — продолжают тему сражений на грани музыкального цитирования песни «Становись!» из того же альбома «Чернец». Возвращает в детство и наполняет гордостью за родителей. Слово «Супербизоны» здесь как будто возникает нарочно, чтобы закрепить записанный более 20 лет назад мотив и напомнить откуда мы здесь. А в сущности, в песне — надежда на то, что «наши дети выросли и способны самое важное передать своим детям». И всё это под пульсацию меняющегося мира, где так мало подлинного, нечем сражаться и так отчаянно есть что терять.

Далее, более глубокое перемещение в прошлое, в юность повзрослевших под пулями. «Возвращение» — ретро-полотно с трогательными картинками и слезами на глазах. Мелодика и ритмы возвращают на танцы в парках, в объятия близких, в уважение к мужской смелости и женственной преданности. Аккордеон Чигракова зазывает за стол, чтобы среди самых близких, поговорить о главном, что произошло в разлуке.

Неожиданный для альбомов группы переход на песни других авторов.

«Поздние дети Красной Волны» — песня «Четы Чиковани» — Юрия и Марал Чиковани, включена в репертуар «Разных Людей». Некое продолжение проверенной песни «Времечко». Поздние дети — о судьбе людей, которые росли под песни подпольных групп. О вере во что-то светлое, что сбылось и не сбылось.

Преемственность «Сухих рукавов» автора-исполнителя Ирины Будник как никогда уместна в личной истории Чернецкого. Пропетая история преданности делу и семье в династии пожарных. Сухих рукавов — пожелание, чтобы дежурство прошло без пожаров. Глазами ребёнка детство ассоциируется с офицерской формой и службой родителей. Соло Дмитрия Ковалёва великолепно добавляет композицию, озвучивая взросление ребёнка, который вырос и продолжил дело своих родителей.

«Две вертушки на Моздок» Юрия Слатова в акустике записана на альбоме ансамбля «Голубые береты». Сам полковник ВДВ Слатов прошёл Афганистан, человек пишущий, музыкальный. «На Моздок», став застольной и дворовой песней, впервые записана в такой полифонии только сейчас. Повторение прямого обращения «братишка» не оставит никого равнодушным.

В похожей ситуации оказалась «Бетонка» Михаила Михайлова — военного журналиста, тоже служившего в Афгане. Захар Май в 2003-м песню включил в альбом «Чёрные вертолёты» группы «Шива» с ощутимым присутствием музыкантов «ДДТ». Поэтому, бас-гитарист Павел Борисов дважды принял участие в записи этой песни с разницей в 20 лет, как и Чиграков, также принимавший участие в записи того альбома. В этот раз Чиж сыграл «Бетонку» на аккордеоне. Бэк-вокал Инны Чернецкой здесь тоже не случаен. Это личная песня для Чернецких. Отец Инны работал вольнонаёмным рабочим в Афганистане, строил больницы и школы (1983-1984).

Не без рефренов. Песня «Больше рок-н-ролла!» ранее записанная в виде сингла, но не вошедшая в альбом «Чернец», нашла в новом исполнении центральное место на пластинке «Справедливость».

А записанная в студии «Группой Продлённого Дня» из Харькова песнь «Эй, браток, пособи!» в 1988-м для фильма «Оно», в июне 2019-го была сыграна на юбилейном концерте «Разных Людей». Но только сейчас она получила второе рождение. Чиж из зрительного зала 1988 года VI Ленинградского рок-фестиваля на Зимнем стадионе переместился в 2023-й на бэк-вокал, гитару и аккордеон. Такие метаморфозы происходят сквозь десятилетия без перемен только в смысловой подоплёке песни. А как самобытно звучит игра на ложках и свирели в исполнении Константина Шаханова!

«Сталь и губная помада» написана в марте 1989-го и явно посвящена другим событиям, которые прочно рифмуются с происходящими сейчас. Нигде, кроме как в акустических бутлегах Чернецкого, она не встречается. Это дебют, причём стилистически отличимый от других песен на альбоме. Припев, где есть резонирующие несопоставимые слова на грани хрупкости и непробиваемости, погружает как будто бы под воду, в какой-то музыкальный нойз. Складывается впечатление, что главная задача песни — передать настроение влюблённых молодых людей во время стремительно меняющегося времени, в котором любовь всегда сильнее страха. На фоне волнений националистов в отдельных республиках Советского Союза для поддержания порядка вместе с танками в некоторых городах был введён комендантский час. Слушаешь и невольно хочется успеть домой...

Завершающие на альбоме песни о любви к двум главным женщинам в жизни Александра Чернецкого — жене и маме. Удивляют песни потрясающим и не пёстрым мелодизмом. Всего достаточно: нежности, мужества, искренности, преданности, трогательности. Песни ёмкие, полноценные, завершённые.

«Всегда с тобой» — через простые вещи, через маленькие и большие радости, с огромной любовью и благодарностью к Инне Чернецкой.

«Маме» — невозможно слушать без влажных глаз. Адресована лично конкретному человеку — Евдокии Харитоновне Чернецкой. Но написана она Александром так, что любой может исполнить её от своего имени. И дочь и сын смогут спеть её своим матерям.

Что может быть более обезоруживающим, чем песни про близких. А у Чернецкого таких песен предостаточно: о родителях, о жене и дочке. Поэтому, можно полагать, что альбом получился зрелым и цельным, а не бунтарским или болевым: «…и справедливость думала занять чью-либо сторону» (с).

«Справедливость» — философский альбом в непростое время, где любовь стоит на передовой. Записан друзьями в лучших традициях «Разных Людей». Музыканты соединили песни разных лет и разных авторов в единую музыкально-философскую канву. Интересно, что будет дальше?!

Александр Бессмертный
28.02.2024

Joomla templates by a4joomla